1.      «Смотри-ка, что я вижу!» Подберите несколько ярких игрушек  и одну за другой медленно водите их из стороны в сторону перед малышом, привлекая его внимание. Возьмите детские руки в свои и тихонько похлопайте ими перед лицом малыша: Ладушки, ладушки, Хлопаем в ладошки. Мамочку Наташеньку погладим по щечке. Хлопаем в ладошки. Развитие сенсорных навыков весьма существенно в первые шесть месяцев после рождения.

2.      «Кто этот малыш?» Сядьте напротив зеркала с малышом. Спросите: «Кто этот малыш?» Помашите детской ручкой и скажите: «Привет, малыш.» Спросите: «Где у малыша ножки?» Помашите детскими ножками и скажите: «Привет, ножки». И т.д. и тому подобное. J Короткие высказывания ускоряют речевой процесс.

3.      «Хлоп, хлоп, хлоп» Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте малыша по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них: Хлоп, хлоп, хлоп по щечке малыша. Хлоп, хлоп, хлоп по животику Адьки. И тд. J Измените игру. Возьмите в свою руку детские пальчики и дотрагивайтесь ими до своего тела. Маленькие дети нуждаются в большом количестве тактильных ощущений, что дает им возможность знакомиться с окружающим миром.

4.      «Давай посмотрим» Выберите места, откуда было бы удобно наблюдать. Если у детей есть возможность наблюдать, как двигаются предметы, они просто счастливы. Детям смотреть на загружающуюся стиральную машину – одно удовольствие. Окна, с которыми растутдеревья, - отличный пункт наблюдения. А можно наблюдать во дворе сидя с малышом за птицами, за машинами, за качающимися деревьями от ветра и проч. (находите время наблюдать вместе с малышом. Ощущуение, что вы находитесь рядом, позволит ему почувствовать себя уверенно и в безопасности, а это совершенно необходимо для того, чтобы наслаждаться чудесами окружающего мира.

5.       «Курносый носик» Держите ребенка в воздухе и проговаривайте: «Носик, носик, курносый носик». На слове «курносый» опустите малыша и потритесь о его нос своим носом. Повторив игру несколько раз, произнесите слово «курносый» больше одного раза, и каждый раз тритесь друг о друга носами. Нежные прикосновения помогут вашему ребенку почувствовать себя в безопасности и будут способствовать его уверенности, а в итоге – независимости.

6.      «Где мой малыш» Эта игра укрепляет спину и шею. Лягте на спину и положите ребенка себе на живот. Крепко обхватив его под мышками, поднимите малыша вверх так, чтобы его личико находилось прямо напротив вашего лица: «Где мой малыш? Вот он где (поднимите его вверх). Где мой малыш? (опустите ребенка на живот) Вот он где (Снова поднимите его вверх). Где мой малыш? (опустите ребенка на живот). Высоко, высоко, высоко (Высоко поднимите ребенка.) Развитие силы и чувства равновесия развивают умение ползать.

7.      «Высоконько, высоконько, вверх» Упражнение для рук и ног помогут вашему малышу развивать мускулы и координацию движений. Когда ребенок лежит на спине, поднимайте одну ножку, повторяя при этом: «Высоконько, высоконько, вверх. Раз, два, вниз (опустите ножку вниз). Повторите упражнение со второй ножкой, с обеими ручками. Потом поднимайте одновременно ножки, потом ручки. Никогда не заставляйте ребенка выполнять данное упражнение. Если он сопротивляется, попробуйте поиграть в другой раз.

8.       «Упражнение для ножек» Положите малыша на спину. Придержвая его за лодыжки, сгибайте и выпрямляйте ножки под следующую песенку: Раз, два, три, Коленочки соги. Раз, два, три, Коленки разогни. Напевайте этот стишок на любую знакомую вам мелодию или придумайте собственный мотив. Это привлечет внимание малыша и одновременно поспособствует развитию речевых навыков.

9.       «Вверх по эскалатору» Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая: «Вверх, везет нас эскалатор, Вверх, вверх, вверх. Вниз везет нас эскалатор, Вниз, вниз, вниз.» Затем приподнимите ножки, повторяя стишок. И так с различными частями тела. Не забывайте обязательно целовать малыша во второй половине упражнения. Нежные и любящие отношения помогают малышу научиться доверять.

10.  «Поговорим вдвоем» В этом возрасте дети издают множество разнообразных звуков. Имитируйте звуки, которые издает ваш малыш. Составляйте из звуков, издаваемых вашим ребенком, связные предложения, н-р: «Ма-ма тебя очень любит» или «Овечка говорит бе-бе». Пенелопа Лич, специалист по дет.развитию, пишет: «В течение дня ваш ребенок может произносить тысячу различных звуков, но если вы будете хлопать в ладоши и улыбаться каждый раз, когда он произносит «ма-ма» или «па-па», то малыш станет повторять именно эти звуки просто потому, что они вас радуют». Повторяя за ребенком его лепет, вы поощряете его издавать еще больше звуков. Это самое настоящее начало говорения. Малыш, на чье лепетание взрослые отзываются улыбкой, вероятнее всего, вырастет эмоционально отзывчивым.

11.    «Аудиозаписи» Запишите на пленку лепетание вашего малыша. Включите воспроизведение и понаблюдайте за его реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Начинает ли он отвечать магнитофону? Если ребенку нравится слушать подбные записи, поэкспериментируйте с другими звуками, например звуками природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.

12.   «Связь через беседу» Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде «Какой сегодня чудный день». Когда малыш отреагирует каким-нибудь лепетом или воркованием, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза. Если ребенок что-нибудь лопочет, отвечайте ему кивком головы и улыбайтесь. Тем самым вы даете понять малышу, что слушаете его и вам нравятся звуки, которые он издает. Проговорите следующее предложение. Обязательно сделайте паузу и подождите реакции малыша. Давая ребенку понять, что внимательно его слушаете и что вам нравится его слушать, вы тем самым способствуете развитию его речи и уверенности в себе.  Количество слов, которые в течение дня слышит ребенок, влияет на его интеллект, соц.поведение и дальнейшие успехи в учебе.

13.  «Читай по губам» Повторяя за малышом то, что он произносит, приложите его пальчики к своим губам. Пусть он почувствует их движение, а также воздух, выходящий изо рта. Приложит ваши пальцы к его губам и подбадривайте малыша издавать побольше звуков. Ответные реплики обогащают словарный запас маленького ребенка.

14.    «Ба-ба-ба» Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком, н-р «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги и иногда вставляя пару новых слов. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.

15.  «Давай брыкаться» Брыкание способствует развитию двигательных навыков и, к тому же, весьма нравится детям. Привяжите к лодыжкам малыша цветные ленточки и посмотрите, с каким удовольствием он будет брыкаться. Сейчас продается много детских башмачков с яркими игрушками, на которые малыши любят смотреть, когда брыкают ножками. Возьмите ребенка на руки и подвесьте рядом с его ножками погремушки или колокольчики. Покажите ему, как моно толкать эти игрушки. Постоянное совершенствование двигательных навыков укрепляет нервные связи, идущие от двигательной коры головного мозга к мышцам.

16.    «Олимпийский переворот» Игры, позволяющие малышам перекатываться с живота на спину, способствуют развитию грудной клетки и мышц рук. Эта весьма увлекательная игра поощряет ребенка переворачиваться. Положите ребенка животом на мягкую ровную поверхность. Поднесите к его лицу плюшевого медвежонка и подурачьтесь с ним.  Вы можете проговаривать такой стишок, вертя медвежонка: Мишка, мишка, медвежонок, повернись 9поворачивайте медвежонка в разные стороны.) Мишка, мишка, медвежонок, кувыркнись (уроните игрушку). Когда вы привлечете внимание малыша к игрушке, уведите ее в сторону так, чтобы малыш глазами проследил за ней и, и возможно, повернулся к медвежонку всем телом. Повторяйте игру, каждый раз перемещая медвежонка. Если почувствуете, что ребенок устал от игры, попробуйте поиграть на следующей день.

17.   «Потанцуем» Крепко возьмите ребенка под мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Попробуйте танцевать под этот стишок: Давай, малыш, попляшем И ручками помашем, На коленки к маме сядем, (посадите малыша на колени.) Обе щечки мы погладим (Нежно погладьте детские щечки.) Давай, малыш, попляшем, Давай, малыш, попляшем (Снова начинайте танцевать) Благодаря соединению ритма, движений и нежных прикосновений в мозгу формируется огромное количество связей, которые окажут неоценимую помощь в развитии ребенка.

18.    «Жили у бабуси два веселых гуся» Детям очень нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два» в третьей строчке. Вскоре ребенок специально станет ждать это громкое слово. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте песню, когда он держит ложки в руках: Жили у бабуси два веселых гуся. Один серый, другой белый. Два веселых гуся.

19.    «Раз, два – раз, два» Крепко прижмите ребенка к себе и двигайтесь с ним по комнате, напевая свои любимые песни. В данном случае подойдет любая песня, главное, чтобы она вам нравилась. Ребенок обязательно почувствует вашу радость и хорошее настроение, и сам будет доволен. Попробуйте перейти на военный шаг. Вышагивая по комнате, отсчитывайте «раз, два – раз, два». Вы можете также раскачиваться, поворачиваться кругом, ходить на цыпочках или делать широкие, размашистые шаги.

20.   «Давай качаться!» Покачивания на коленях доставляют детям немало удовольствия. Кроме того, они играют существенную роль, помогая малышам учиться удерживать равновесие, необходимое для хождения. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у вас на коленях на животе или спине, сидящего у вас на колене и раскачивающегося из стороны в сторону. Для этой игры подойдут стишки: «Едем- едем к бабе с дедом», «Мы едем в далекие края». Раскачивание и покачивание на коленях являют собой предпосылку хождения.

21.   «Ту-туууу!» Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем – вниз: «Едет поезд – чух-чух-чух, колесами стуча. Едет поезд наш – ту-туууу, А теперь – назад.» Повторите тоже со второй рукой. Постарайтесь более выразительно произносить «чух-чух» и «ту-тууу». Тогда ребенок скоро захочет сам имитировать эти звуки. (Такие игры хороши для развития памяти)

22.    «Качание» Процесс качания или раскачивания чрезвычайно привлекателен для маленьких детей. Если вы во время раскачивания поете песни или читаете стихи, то у ребенка будут образовываться довольно важные соединения в мозгу, а также вырабатываться чувство ритма. Посадите малыша на колени и раскачивайтесь взад-вперед. При этом читайте такой стишок: назад-вперед, назад-вперед, Качаемся, качаемся.

23.    «Изгибания и извивания» В своей кроватке маленькие дети постоянно ворочаются и извиваются. Эти движения подготавливают их к ползанию. Положите малыша животом на пол и понаблюдайте за ним. Положите перед малышом яркую привлекательную игрушку, но так, чтобы ребенок не мог до нее дотянуться. Перекатывайте игрушку туда-сюда (для этой цели великолепно подойдут шары с колокольчиками). Поскольку ребенку обязательно захочется дотянуться до игрушки, ему придется продвинуться вперед. Дайте ему возможность дотянуться до игрушки и обязательно похвалите малыша. Подобные достижения развивают в детях уверенность в себе.

24.    «Подтолкните малыша» Положите ребенка на живот. Встаньте позади него и положите ладони ему на стопы. Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней. Это подготовительное упражнение для передвижения ползком. Иногда малышу понадобится аккуратное легкое подталкивание. Слегка подталкивая его ножки, напевайте такой стишок: Маленькими ножками толкай, толкай, толкай (мягко подтолкните). – 3 раза повторите и в конце – Маленькими ножками целый день толкай.

25.   В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные вязи, поогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательыне навыки и координацию движений. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую руку. Ваши действия должны быть следующими: - положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее; - разогните пальчики на другой ручке и поцелуйте их.

26.  «Чудный свет» при желании фонарик можно прикрыть цветной пленкой. Возьмите ребенка на руки и зажгите фонарик. Медленно водите им из стороны в сторону и наблюдайте, как ребенок будет следить глазами за фонариком. Перемещая фонарик, приговариваете: «Чудный свет, чудный свет. Вот он – чудный, чудный свет». Это не просто доставляет детям много удовольствия – во время игры в мозгу образуется множество необходимых связей. Таким образом, малыш налаживает свое зрение.

27.                         «Куда подевалась игрушка?» Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку, а затем спрячьте ее. Поощряйте малыша на поиски при помощи вопросов вроде «Она на потолке?» и посмотрите вверх. Спросите: «Она на земле?» - и посмотрите вниз. Затем спросите: «Может, она у меня в руках? И правда, в руках». Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения. Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку. Ощущения и впечатления, полученные малышом за первые месяцы жизни, оказывают огромное влияние на структуру мозга и его будущие возможности.

Hosted by uCoz